Бизнес на колёсах: плюсы и минусы мобильной торговли
На дворе весна, а это значит, что близится сезон фудтраков...
Формат бизнеса на колёсах, на первый взгляд, кажется привлекательным, но в нашей стране он имеет некоторые нюансы, о которых мы поговорим далее.
Вообще концепция “еда на колёсах“ пришла в российскую действительность не так давно – первые фургоны по продаже стритфуда появились в последнее десятилетие. Большую популярность фудтраки начали приобретать в течение последних пяти лет. А во времена карантинных ограничений мобильный бизнес такого формата завоевал огромное признание российских потребителей ввиду своей доступности и отсутствия строгих ограничений. Кажется, что и в нынешний кризис, бизнес по продаже еды из фургончика видится более выгодным начинанием в ресторанном деле, но не все так однозначно. Конечно, концепция имеет ряд своих преимуществ.
Среди них:
- Доступность. Организовать подобный бизнес не составляет труда. Во-первых, законодательство не накладывает ограничения на транспортные средства, которые могут выступать в качестве точки продажи. Во-вторых, выбор грузовиков и прицепов действительно большой. Нарастающая популярность мобильного бизнеса способствовала появлению компаний, способных сконструировать и кастомизировать фудтрак на любой вкус.
- Мобильность. Фудтраки действительно более мобильны, чем стационарные кухни, но есть свои нюансы, о которых мы поговорим далее.
- Автономность. Бизнес на колёсах может быть полностью автономным и не зависит от возможностей арендодателя, как в случае классических заведений.
- Большая прибыль в сезон и при правильном выборе места осуществления продаж. Концепция бизнеса подразумевает большую проходимость, особенно это актуально для городских парков в летний сезон и различных фестивалей с большим количеством посетителей.
- Относительно невысокие вложения на старте. В зависимости от концепции кафе на колёсах, вложения, которые потребуется на старте,начинаются, по данным экспертов, от 3 млн рублей, тогда как минимальные вложения на открытие ресторана - от 10 млн руб. Кроме того, фудтрак не требует затрат на оплату аренды, если транспортное средство находится у вас в собственности.
- Решение кадровой проблемы. Нет необходимости искать команду профессионалов - обеспечивать полноценную деятельность ресторана на колёсах способен даже один специалист.
- Довольно быстрая окупаемость: 1-2 года.
- Отличная стартовая площадка для новичков. Невысокие вложения, довольно скорая окупаемость, а также возможность перепродажи мобильного бизнеса делают подобный формат прекрасным вариантом для дебюта в ресторанном деле.
А теперь поговорим о минусах, которые кажутся не такими очевидными, но весьма существенны:
- Ограниченное пространство. Максимальная площадь помещения фудтрака может достигать, в лучшем случае, 20 кв. м. Соответственно, такой небольшой формат помещения способствует возникновению нехватки места для хранения продукции. А приготовление блюд с большим количеством ингредиентов потребует отдельного цеха. Таким образом, необходимо обеспечить грамотные логистические решения для доставки готовой продукции и ингредиентов к точке продажи вовремя.
- Нарастающая конкуренция. Развитие концепции фудтраков способствует появлению все более разнообразных направлений данного бизнеса, с которыми новички вынужденных активно конкурировать.
- Отсутствие законодательного регулирования. Большой проблемой для владельцев фудтраков является отсутствие законодательной базы для ведения полноценной деятельности и обеспечения мобильности своих фургонов. Дело в том, что рестораны на колёсах до сих пор относятся к объектам нестационарной торговли, что требует от владельцев заключения договоры аренды с собственником земельного участка, будь-то парк или ТЦ. Вот уже на протяжении четырёх лет закон о мобильной торговле выносится на повестку правительства, но каждый раз его рассмотрение и принятие откладываются. Таким образом, отсутствие законодательного регулирования буквально вынуждает рестораны на колёсах стоять на месте.
Тем не менее, рестораторы надеются на скорое урегулирование законодательной части вопроса и видят большие перспективы в развитии бизнеса в будущем.